Образовательная программа

 

  Образовательная программа

МОУ СОШ №3 г. Ессентуки

на 2010-2011 учебный год

 

  Содержание Образовательной программы МОУ СОШ № 3

                                                                                                                

 

Введение. Информационная справка

Образовательная программа

         Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы

         Раздел 2. Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса

         Раздел 3. Учебный план    см. Приложение

         Раздел 4. Принципы построения учебно-воспитательного процесса

         Раздел 5. Организация промежуточной аттестации

         Раздел 6. Педагогические технологии, формы и методы обучения

         Раздел 7. Организация дополнительного образования

         Раздел 8. Основные подходы к организации воспитательной работы

         Раздел 9. Организация научно-исследовательской деятельности

         Раздел 10. Система мониторинговых исследований

         Раздел 11. «Модель выпускника»

         Раздел 12. Модернизация системы управления

Заключение. Основные мероприятия жизнедеятельности ОУ

 

 

1.    Образовательная программа МОУ СОШ № 3

 

Нормативно-правовое обоснование образовательной программы

 

Образовательная программа  - это нормативный документ, оп­ределяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, органи­зации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа МОУ СОШ № 3 строится на основе правовых актов:

Международная «Конвенция о правах ребенка»,

Конституция РФ,

Федеральный Закон РФ «Об образовании»,

Типовое положение об общеобразовательных учреждениях,

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»,

«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образова­ния»,

Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Ставропольского края,

Устав Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3  г. Ессентуки

В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования соответствующих уровней и их ступеней». (гл.З, ст.18, п.1)

«Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культурно-личностной адаптации к жизни в обществе, на создание осно­вы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности», (ст. 18, п.2, гл.3).

В МОУ СОШ №3  накоплен опыт ор­ганизации деятельности образовательного учреждения. Несмотря на изменение содержания, образовательная программа на 2010-2011 год строится с учетом принципов, заложенных в предыдущих обра­зовательных программах.

Это принципы:

дифференциации и индивидуализации обучения;

демократизации управления;

гуманизации образовательного процессе.

Такой подход позволяет сохранить преемственность в организации обра­зовательного процесса, побуждает к творческой деятельности педагогический коллектив, создает условия для внедрения инновационных технологий, способ­ствующих достижению учащимися с различными возможностями не только фе­деральных и региональных стандартов, но и предметов, отражающих специфику нашего учебного заведения.

 

 

Назначение образовательной программы:

 

Это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализа­ции права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.

Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей.

Образовательная программа регламентирует организацию всех видов дея­тельности обучающихся, их всестороннее образование.

Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов.

В связи с тем, что образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса, обучающихся, учителей, родителей, то и создается она коллегиально. В разработке данного документа принимали участие админи­страция ОУ, представители родительской общественности, обучающиеся.

 

Общие положения

Личностно-ориентированный и компетентностный  подход  в обучении и воспитании - это глав­ная идея в программе.

В образовательной программе представлена стратегия и тактика образо­вания с учетом целей и задач развития МОУ СОШ №3.

Каждый раздел в образовательной программе имеет свое назна­чение, дополняя своим содержанием другие и делая этот нормативно-управленческий документ целостным и динамичным.

Разделы  образовательной программы:

·        Цели и задачи образовательной программы МОУ СОШ № 3

·        Образовательное пространство как условие эффективности образовательного процесса.

·        Характеристика специфики содержания образования (учебный план МОУ СОШ № 3)

·        Принципы построения учебно-воспитательного процесса и режим работы.

·        Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

·        Педагогические технологии, формы и методы обучения.

·        Организация дополнительного образования.

·        Основные подходы к организации воспитания.

·        Научно-исследовательская деятельность МОУ СОШ № 3.

·   Система мониторинговых исследований.

·      Модель выпускника.

·       Система управления МОУ СОШ № 3

·        План основных мероприятий по выполнению данной программы.

 

Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы МОУ СОШ №3

 

Цели образовательной программы: создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.

  Исходя из поставленной цели, формируются следующие группы задач:

 

   O Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требо­ваниям:

·           Развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию;

·        Обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные особенно­сти учащегося;

·        Создать творческую атмосферу в ОУ путем организации системы факультативов, элективных курсов, кружков, спортивных секций, платных образовательных услуг;

·        Формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельно­сти.

·        Продолжить работу по организации и становлению профильного обучения в ОУ;

  O        Формировать творчески работающий коллектив педагогов:

·        совершенствовать работу методических объединений;

·        организовать изучение, внедрение и совершенствование технологии и

·        ме­тодик диагностики качества образования;

·        организовать публикацию творческих и научных работ педагогов;

·        продолжить учебу педагогов по использованию информационных техно­логий в образовательном процессе.

 

  O Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:

·        Совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;

·        Развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения;

·        Внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции.

 

  O Формировать физически здоровую личность:

·        не допускать перегрузок учащихся в учебных ситуациях;

·        организовать рабочий день учащегося с учетом санитарно-гигиенических

·        норм и возрастных особенностей учащегося;

·        разработать и реализовать программу «Здоровье»;

·        обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физиче­ское, психическое и социальное здоровье обучающихся.

 

Направления деятельности МОУ СОШ №3:

  реализация общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по отдельным предметам;

  компетентностный  подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и образовательных услуг;

  предоставление возможности получения учащимися широкого спектра дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;

  повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий, расширения спектра образовательных услуг, привлечения высококвалифицированных специалистов;

  обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников, как результата традиционно высокого качества образования;

  воспитание здорового образа жизни – программа «Здоровье»;

  информатизация учебного процесса;

  укрепление материально-технической базы.

 

 Раздел  2. Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса.

Приоритетным в ОУ является обучение, ориентированное на лич­ность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса. Сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде, его создании, компонентах очень актуален на данном этапе развития образова­тельного учреждения.

Образовательная  среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование личности, способной к активному творческому труду в различных областях фундаментальных наук.

Такая среда призвана создать возможность для реализации инди­видуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.

 

 Образовательная среда, по мнению субъектов об­разовательного процесса, должна иметь следующие составляющие:

·        гуманитарная развивающая  среда;

·        интеллектуальная образовательная и  развивающая среда;

·        информационная обучающая среда.

Несмотря на то, что каждая среда несет свою определенную нагрузку, все составляющие взаимосвязаны, что не исключает интеграции.

 Основой образовательной среды является социальный компонент.

К нему относятся:

·        традиции ОУ;    

·         взаимоответственность;

·        морально-эмоциональный климат;     

·        общие дела;

·        атмосфера доброжелательности;

·        имидж ОУ.

 

Сюда же относится внеучебная деятельность, которая в ОУ многообразна (творческие коллективы, и т.д.). Имен­но данная деятельность служит неким стержнем нравственного личностного и профессионального развития наших питомцев.

Гуманитарная развивающая  среда - взаимосвязь условий, обеспе­чивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, который реа­лизует более мощный гуманитарный потенциал, позволяет развиваться.

Интеллектуальная образовательная и  развивающая среда - взаимосвязь условий, позво­ляющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства обеспе­чивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, развиваться ин­теллектуально,

Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контро­лировать.

Структура интеллектуально-развивающей среды ОУ включает сле­дующие составляющие:

Общеобразовательные классы. Используют средства, формы и методы работы, направленные на развитие интеллектуальной личности. Развиваю­щее обучение позволяет природным задаткам формироваться интенсивнее, что даст возможность выявить наиболее способных детей достаточно рано и создать им условия для дальнейшего развития.

Система факультативов - содержит большие массивы дополнительной ин­формации, выходящие за рамки учебных программ, имеет большую степень свободы при выборе форм и методов работы (проблемное обучение, деловые игры, экскурсии).

Система элективных курсов, спецкурсов - гибкая совокупность дополняющих образовательных структур, позволяющая решать проблемы преемственности между  

различны­ми ступенями непрерывного образования. Курсы направлены на узко за­программированный результат - приобретение знаний по определенной теме.

Система интеллектуальных конкурсов различных уровней: предметные и межпредметные олимпиады, конкурсы, турниры, интеллектуальные марафо­ны, игры и т.д. Их уровень, привлекательность, цели, а также охват учащихся весьма разнообразны. В ОУ традиционно проходят олимпиады и науч­но-практические конференции,  конкурсы «Интеллектуальный марафон», «Хочу стать академиком», ребята активно участвуют во Всероссийских конкурсах  «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог»,  «Кенгуру» и т.д.

 Система работы с одаренными детьми, которая позволяет организовать дея­тельность педагогов с группами детей, способных к интеллектуальному труду.

Все составляющие структуры интеллектуально-развивающей среды от­крыты. Учащиеся имеют возможность реализовать себя в любой составляющей, поэтому стремление ребят к участию во всех интеллектуальных делах ОУ весьма велико, что приводит к повышению мотивации к учебной деятельности, отрабатывает коммуникативные навыки.

 

Информационно-обучающая среда - системно-организованная сово­купность средств передачи данных, информационных ресурсов, организацион­но-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образова­тельных потребностей.

Информационная среда учебной деятельности формируется:

 

- учителем - он определяет содержание программы курса, выбор учебной ли­тературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.

 

- педагогическим коллективом  ОУ, который определяет общие требова­ния к учащимся, сохраняемые традиции ОУ, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.

 

- государством как общественным институтом. Именно оно определяет мате­риальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирова­ние той или иной системы знаний и взглядов.

 

Информационная обучающая среда складывается из пяти блоков:

·        ценностно-целевого,   

·         коммуникационного,

·        программно-методического,

·         информационно-аналитического;

·         технологического.

 

Особенностью информационной среды является то, что она представляет возможность получения необходимых данных, сведений, теорий, умение же по­лучать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабаты­вать, оно приобретается в процессе обучения.

Образовательная среда ОУ позволяет обучающимся чувствовать се­бя эмоционально комфортно от сознания собственной ценности через доброжелательное принятие  

другим (в первую очередь учителем) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.

Таким образом, коллектив ОУ создает такие условия воспитатель­но-образовательного процесса, при которых «воспитывает не только сам воспи­татель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом». (А.С. Макаренко)

 

 Раздел 4. Принципы построения учебно-воспитательного процесса и режим работы

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат следующие принципы:

 

·               ·          принцип преемственности в содержании и в структуре;

 ·        ·      принцип приоритетности здоровья, соблюдения санитарно-гигиенических норм;

·               ·        принцип активного деятельностного участия ребенка в учебном процессе;

        ·   принцип дифференцированного подхода к обучению;

                    ·       принцип индивидуального подхода к каждому ребенку на основе анализа его развития;

·        · принцип приоритетности творческой, исследовательской деятельности в урочной и внеурочной работе:

·             ·   принцип интегрирования учебных предметов внутри и вне  образовательных об­ластей;

·            ·   принцип взаимосвязи обязательных предметов и факультативных, элективных курсов;

·             ·   принцип контроля, прежде всего, за уровнем развития учащихся;

·             ·        принцип взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

       ·   На основе данных принципов организуется учебно-воспитательный про­цесс МОУ СОШ №3

 

Расписание МОУ СОШ № 3

 

Расписание учебных занятий в ОУ составляется с учетом санитар­но-гигиенических норм. Рационально составленное расписание - это снижение и ликвидация перегрузок учащихся, повышение работоспособности и высокое ка­чество процесса обучения; оно преследует прежде всего цель оптимизации усло­вий обучения учащихся и работы учителя. Расписание занятий обеспечивает вы­полнение следующих требований:

·        гигиена умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневная и недельная динамика их работоспособности;

·       учет сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми при од­новременном учете эффективности их работоспособности в течение каж­дого дня и всей недели;

·   выполнение норм, регулирующих нагрузку учащихся;

·       обеспечение единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся;

·       возможность «окон» для рационального использования сил педагогов;

·       учет психологического настроя учителя при чередовании параллелей и классов;

·        координация действий учителей и классных руководителей, воспитателей ГПД;

·        учет требований нормативных документов, регулирующих деятельность ОУ.

 

Организация расписания в 1-4 классах требует выполнения определенных условий: обязательное чередование сложных предметов уроками эмоциональ­ной и физической разгрузки. После первого и второго урока проводится большая перемена для организации питания учащихся. После третьего урока обязатель­ное проведение физкультпаузы.

Особенностями составления расписания в 6-8 классах являются:

Вариативность расстановки часов математического, гуманитарного, есте­ственнонаучного, эстетического циклов, часов физической нагрузки.

Расписание составляется с учетом работы в подгруппах по иностранному языку, трудовому обучению, информатике и ИКТ.

В 9 - 11 классах предусматриваются следующие особенности расписания:

Сдвоенные уроки для работы над сочинением, для проведения практику­мов, лекций, семинаров. Расписание составляется с учетом работы в подгруппах по физической культуре (10, 11 кл.), иностранному языку, информатике и ИКТ.

 

 Раздел 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

 

Оценка знаний и умений обучающихся 2-11 классов производится по пя­тибалльной системе.

В МОУ СОШ №3 существует зачетная система:

·        во 2-х – 4-х классах по предметам  русский язык и математика, проводится два раза в год (декабрь, май) в форме контрольной работы;

·        в 5-7 классах по предметам русский язык и математика в форме контрольной работы или устного ответа на вопросы;

·        в 8-11 классах по выборным предметам (не более трех в зачетную неделю).

 

 У учащихся 2-9 классов аттестация четвертная и годовая.

У учащихся 10-11 классов - полугодовая и годовая.

Форма оценивания знаний, умений, навыков учащихся - оценочно-отметочная.

Родителям (законным представителям) обеспечивается возможность озна­комления с результатами успеваемости учащегося.

 

Учащиеся, освоившие программу учебного года, переводятся в следую­щий класс.

Перевод учащегося в следующий класс осуществляется по решению педа­гогического совета ОУ.

Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образо­вания, не освоившие программу учебного года, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) - оставляются на повторное обучение, перево­дятся в классы компенсирующего обучения  другого образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучаю­щиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету- переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающими­ся академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся на дому аттестуются на общих основаниях.

 

 Раздел 6. Педагогические технологии, формы и методы обучения

Ведущая задача  образовательного учреждения повышенного статуса, — предоставить обучающимся возможность реализовать свое право на получение качественного современного образования и развитие повышенного уровня посредством создания соответствующей педагогической среды в школе. Одно из важнейших мест в создании такой среды занимает технология обучения.

Главным результатом образования коллектив считает не объем фактиче­ских знаний, полученный ребенком в процессе обучения, а его способность к самостоятельному добыванию и применению для дальнейшего познания и пре­образования действительности, в том числе и самого себя.

Знание, по мнению педагогов, не должно выступать в виде готового ре­зультата или формулы, подлежащей заучиванию. Оно должно быть представле­но как результат конкретной деятельности. Эта деятельность и ее способы явля­ются в учебном процессе ОУ предметом освоения через активное их вос­произведение в сотрудничестве с учащимися.

Учитель в процессе познания с помощью разнообразных учебных средств выполняет организующую и направляющую функцию. В ОУ нако­плен достаточно большой опыт применения разнообразных педагогических тех­нологий, форм и методов обучения.

Это технологии развивающего обучения:

·        технология развивающего обучения – направлена на развитие различных способностей обучающихся;

·        технология разноуровневого обучения - исходит из того, что уровень обу­чаемости детей зависит, прежде всего, от времени, необходимого для усвое­ния учебного материала;

 

·        технология проблемно-диалогового обучения - ребенок находится в позиции «первооткрывателя» знаний, обеспечивает познавательные потребности ребенка в соответствии с его возможностями;

  1.         ·         технология проектного обучения - способствующая организации самостоя­тельной деятельности обучающихся и другие.

         Инновационные технологии, безусловно, способствуют приобретению учащимися собственного опыта научной и культурной деятельности, отработке своего метода и меры активности в образовательном процессе.

           Наряду с технологиями развивающего обучения в ОУ  достаточно широко используются технологии формирующего обучения:

           · объяснительно-иллюстративное обучение;

           · обучение, ориентированное на результат (технология «полного усвоения»);

           · классическое лекционное обучение;

           · классно-урочная система + самостоятельная работа с книгой и т.д.

 

  1.           ·    Технологии формирующего обучения направлены на:

  • ·        накопление и закрепление базовых знаний, умений, навыков;

  • ·        накопление и закрепление новых знаний и умений;

  • ·        формирование нового опыта.

Все это является хорошей базой для интеграции формирующего обучения в технологии развивающего обучения. Перспективное направление  в работе педагогического коллектива  – реализация   компетентностного подхода, основанного на личностно-ориентированном  образовании.

Педагогический коллектив считает, что обучающиеся, реализуя свое право на образование, должен иметь возможность выбора не только содержания образования, но и технологии его овладения. Вряд ли целесообразно абсолютизировать какой-то один из подходов. И формирующие, и развивающие технологии, и личностно-ориентированные необ­ходимо реализовывать в оптимальном сочетании на основе интеграции. Форма и степень интеграции технологии будет зависеть от общих доминирующих и кон­кретных дидактических целей, особенностей обучающихся, учителя, социально­го и личностного заказа.

 

Формы организации УВП:

 

Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психоло­гии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач. Одной из важ­нейших является задача развития самостоятельности учащихся в процессе обра­зования.

Самостоятельная работа - это

·       средство формирования познавательных способностей учащихся, их направ­ленность на непрерывное самообразование;

·        деятельность учащихся, осуществляемая на всех видах учебных занятий, а также в часы самостоятельной подготовки вне школы.

Развитие навыков самостоятельной работы учителя ОУ видят в ис­пользовании различных форм организации УВП:

  • ·        уроки формирования навыков слушать лекции, вести записи их содержания;

  • ·        уроки формирования навыков и умений разрабатывать дидактические мате­риалы к изучению темы: опорных конспектов, таблиц, графических средств, наглядности;

  • ·        кино, теле- и видеоуроки;

  • ·        уроки-презентации;

  • ·        работа в группах;

  • ·       уроки диагностики знаний и умений (в основном контрольно-проверочный характер):

  • ·        тестирование;    

  • ·        решение кроссвордов;

  • ·        письменная работа;

  • ·        взаимоопрос;

  • ·        устный ответ.

Достойное место в многообразии форм организации УВП занимает дис­куссия, упорядоченный и целенаправленный процесс обмена идеями, мнениями в группе, ради поиска истины.

Использование данных форм при освоении содержания образования по­зволяет создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе их само­образования, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Главной отличительной особенностью обучения в ОУ на старшей ступени является использование вузовских форм организации учебного процес­са:

  • ·        лекции,

  • ·        практикумы,

  • ·        семинары,

  • ·        исследовательская работа,

  • ·        лабораторные занятия.

Необходимость развития потенциала учащихся, побуждения их к актив­ному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики и коммуникативных способ­ностей, повысила значимость интегрированных уроков, которые решают не множество отдельных задач, а их совокупность.

 

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: многообразие форм организации УВП расширяет возможности обучающихся в присвоении ими качественных знаний и развитии их творческих способностей.

 

 Раздел 7. Организация дополнительного  образования

 

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

      Основное  предназначение ДОД – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

      Дополнительного образования детей в МОУ-СОШ №3 опирается на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5.  Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

     Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать такие проблемы как:

         1 Проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.

        2 Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.

         3 Овладение навыками учебной деятельности.

        4 Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении.

        5 Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими.

         6 Формирование ответственности.

         7 Развитие познавательной активности.

         8 Компенсация дефицита игровой деятельности.

 

    Функция  образовательного учреждения как социального организма определяется как взаимосвязанная направленная деятельность его сотрудников, основного и дополнительного образования, осуществляемая на основе системы общественного разделения труда, опосредованная определённой зависимостью и взаимосвязью целей, задач, содержания, форм и методов реализации деятельности, а также контроля и конечных результатов.

Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:

·        Функция социализации

·        Развивающая функция

·        Обучающая функция

·        Воспитательная функция

·        Социокультурная функция

Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:

создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству;

обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;

оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.

   

Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой  дополнительного образования  в школе на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, рекреативно-оздоровительную, социализации, социальной защиты и адаптации, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них, (имея свою цель и направленность), так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей.

Содержание обучающей функции реализуется посредством образовательных программ:

 

познавательные, которые дают знания из областей, сверх школьной программы («Родник», «Голоса детства», «Айс»)

исследовательские, которые  формируют навыки исследовательской работы, обеспечивают индивидуальное развитие способностей («Туризм»)

интегрированные учебные курсы, которые реализуют межпредметные связи («Школа развития» для дошколят)

 

Воспитательная функция  дополнительного образования в школе заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений ОУ на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы воспитания необходимо ориентироваться на реальные процессы развития личности ребёнка и учитывать необходимость превращения его в субъекта социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во всю социально-педагогическую деятельность школы.

Следовательно, воспитательная функция дополнительного образования в школе - сложное образование, призванное интегрировать все необходимые социально-педагогические условия в конкретном образовательном процессе, обеспечивающем развитие личности ребёнка соответственно целям воспитания.

 

Социокультурная функция отражает цели и задачи  дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре ОУ. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями,  реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами. Социокультурная функция ДО в МОУ СОШ № 3 реализуется по следующим направлениям:

Художественно-эстетическая направленность -  («Хор» и ансамбль, «Художественное движение» (современный танец)). Их цель - развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии; создание психологических, художественных, прикладных, социальных условий для проявления творческой одарённости детей.

Содержание спортивно-оздоровительной направленности составляют специальные программы, которые пропагандируют здоровый образ жизни, физическое развитие и совершенствование (аэробика, туризм), способствуют реабилитации и восстановлению физических сил ребёнка.

По своему содержанию спортивно-оздоровительная функция тесно связана с досуговой, так как ориентированна на активный, организованный, коллективный досуг, основанный на добровольном общении, игровой деятельности, включающей экскурсии, соревнования и реализацию программ выходного дня. Многообразие форм и методов физического воспитания, новые подходы к организации занятий спортом имеют большое оздоровительное значение.

 

Туристско-краеведческая направленность представлена туристическим кружком «Лидер», обеспечивает создание максимальных условий для освоения духовных и культурных ценностей малой Родины, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.

 

Система дополнительного образования в МОУ СОШ № 3

  1. Количественные показатели

 

 

Количество обучаю-

щихся в ОУ

Количество занятых в коллекти- вах ДО

В том числе из СМГ

% занятых в коллективах

ДО

+,- в сравн с прош. годом

Состоя-

щих  на

внутришк.

(ПДН) учете

+,- в сравн. с прош. годом

Чел.

%

Чел.

%

1-4 классы

220

80

 

36

100

45

-

-

-

 

5-8 классы

212

115

 

54

100

47

1

1

 

 

10-11 кл

59

25

 

42

20

33

-

-

-

 

мальчиков

230

88

 

46

80

42

1

 

 

 

девочек

361

132

 

43

125

415

-

-

-

 

2.Реализуемые программы

 

направленность

Количество учебных групп

Количество обучающихся

% занятости от общего количества

Физкультурно-спортивная, оздоровительная

1

20

9

Художественно-эстетическая

4

65

29

Туристско-краеведческая

2

35

15

Социально-педагогическая

5

100

45

 

направленность

секции

По годам обучения

программы

1

2

3

4

Тип программы

Составитель.

Физкультурно-спортивная, оздоровительная

Аэробика

+

 

 

 

составительская

На основе программы Министерства образования СК

Художественно -эстетическая

Вокальная группа «Голоса детства»

+

+

+

+

составительская

п.д.о.

Ивинская Е.Ю. на основе программы МО Ставропольского края

Танцевальная группа «Айс»

+

+

+

 

составительская

п.д.о. 

Нам О.Э.

на основе программы МО Ставропольского края

Художественный кружок «Палитра»

+

 

 

 

составительская

п.д.о. 

Соболева-Гарбузова В.Д.

на основе программы МО Ставропольского края

Туристско-краеведческая

Секция туризма «Лидер»

 

 

 

 

авторская

Педагог дополнительного образования Донцова М.И.

Социально-педагогическая

Отряд «ЮИД»

+

 

 

 

 

МО Ставропольского края

 

Отряд «Юные пожарные»

+

+

 

 

 

МО Ставропольского края

Экологическая

Клуб «Родник»

+

+

 

 

составительская

п.д.о.

Вашурина Н.И.

на основе программы МО Ставропольского края

  

3.Кадровый состав:

 

ПДО

Кол-во человек

Образование

Пол

высшее

среднее

женский

Мужской

Штатные

3

2

1

3

 

Совместители

3

3

 

3

 

Другое:

общ. начала

2

2

 

2

 

всего

8

7

1

8

 

 

 

ПДО

Стаж работы

Уровень квалификации

награды

1-10

10-20

20 и более

В/К

1/К

2/К

б/к

Штатные

3

 

 

 

1

1

1

 

Совместители

 

2

1

3

 

 

 

Почетный работник общего образования

На общ. началах

2

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 Раздел 8. Основные подходы к организации воспитательной работы

в МОУ СОШ №3

 

Концепция воспитательной работы МОУ-СОШ №3 опирается на федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и построена в соответствии с государственной программой «Развитие воспитания детей в российской Федерации до 2010 года»

  Концептуальные основы программы воспитательной работы в МОУ СОШ №3

·        Воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом

·        Определяющее значение в разработке, содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности – достижение ею гармонии, как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим пространством

·        Процесс освоения учащимся окружающего мира осуществляется по спирали – от ближайшего окружения в младшем школьном возрасте к осмыслению себя как гражданина мира, осознанной включённости в планетарное коммуникационное пространство, диалог культур в старшем подростковом возрасте

·        Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на принципах диалог, игры, сочетания коллективных интересов и индивидуализации воспитательных  подходов, создания ситуации успеха.

      Более чем полувековая история школы содержит в себе богатый опыт воспитательной деятельности её педагогов. Каким бы не был социальный заказ, какими бы не были государственные программы, основным воспитательным стержнем оставался принцип, сформулированный одним из её директоров Рыбицким Г.И., - «принцип доброты и ответственности». Этот принцип работал всегда. Именно он позволял нам выпускать в мир «сложных учеников».       В качестве основного вектора прогрессивного развития воспитания в системе образовательного процесса в нашей школе  (на базе уже имеющейся гуманизации межличностных отношений)

 

рассматривается вектор гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободы и ответственности, ценностей коллектива и личности, природы и социума.

Стратегический смысл и ЦЕЛЬ программы воспитательной работы в МОУСОШ № 3 заключается в обеспечении позитивной социализации учащихся, их духовно-нравственного становления, воспитания гражданами российского демократического общества, способными реализовывать свой личный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

 

   В рамках программы должны быть решены следующие ЗАДАЧИ:

·        Создание условия для свободного выбора обучающихся форм и способов самореализации в учебной и внеурочной деятельности.

·        Внедрение новых коммуникационных технологий в воспитательный процесс

·        Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности

·        Совершенствование работы органов ученического самоуправления;

·        Разработка и внедрение комплекса профилактических мер девиантного поведения детей

·        Создание условий для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;

·        Создание условий для участия семьи в воспитательном процессе.

 

В основу реализации целей и задач воспитательной работы были положены следующие принципы воспитания:

1.      Личностный (сравнение не двух детей, а одного ребёнка на разных этапах его развития).

2.      Адаптивный (каждому ребёнку дело по душе, по силам, по возможностям).

3.      Деятельностный (воспитание возможно только через включение в деятельность).

 

 Приоритетные направления программы

 

1.  Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание:

·         воспитание  обучающихся на достойных примерах  отечественной и зарубежной культуры,

·        формирование ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому,

 

·        воспитание уважения к Конституции РФ, государственной символике, родному языку, народным традициям, природе своей страны,

·        формирование активной жизненной позиции и самосознания гражданина Российской Федерации,

 

2. Трудовое воспитание, подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях:

·        трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацеленных на успешную социализацию и интеграцию детей в активную жизнь,

·        формирование адекватных представлений об социально-экономической ситуации в стране,

·        развитие творческого практического мышления, способности к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

 

 3. Формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения:

·        содействие здоровому образу жизни подростков через систему оздоровительных и культурно-нравственных мероприятий,

·        формирование экологической культуры детей,

·        создание системы профилактики девиантного поведения отдельных учащихся,

·        формирование правовой культуры.

 

 4. Нравственно- эстетическое направление воспитательного процесса:

·        приобщение детей к эстетическим ценностям,

·        формирование нравственных принципов и культуры поведения,

·        развитие художественно-эстетического вкуса,

·        приобретение навыков культуросообразного взаимодействия с окружающим миром.

 

Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 1-4 классов

·        Беседы

·        Ролевые игры

·        Семейные и классные праздники

·        Проведение традиционных славянских праздников

·        Разучивание русских народных игр

·        Конкурсы.

 

Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 5-7 классов

·        Классные часы.

·        Вовлечение в работу клубов «Ракета», «Лира»

·        Классные и семейные праздники.

·        Организация работы органов ученического самоуправления.

·        Воспитание на примерах выдающихся людей.

·        Работа Совета по профилактике правонарушений

 

Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 8-9 классов

·        Классные часы.

·        Курс «Мой выбор»

·        Практикумы.

·        Часы психолога.

·        Тестирование и тренинги.

·        Антинаркотическая и антиалкогольная профилактика.

·        Участие в слетах юноармейских отрядов

·        Участие в туристических слетах

·        Участие 9-х классов в школьном Совете старшеклассников

·        Работа Совета по профилактике правонарушений

 

Механизм реализации воспитательных задач для учащихся 10-11 классов

·        Классные часы.

·        Организация работы дебат-клуба.

·        Работа «Совета старшеклассников».

·        Организация выборов в органы ученического самоуправления.

·        Участие в различных секциях.

·        Организация диспутов, дискуссий.

·        Деловые игры.

·        Тренинги.

 

 

 

 Раздел 9. Организация научно-исследовательской деятельности

 в МОУ СОШ №3

 

Целью практической деятельности в ОУ является разработка содержания образования, ориентированного в соответствии с концептуальной направленностью на развитие интеллектуально-творческих возможностей учащегося и его социализацию. Важную роль в организации образовательного процесса играет научно-исследовательская деятельность учащихся.

 

Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:

  • ·       выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

  • ·       совершенствование знаний учащихся в определенной области науки, учебно­го предмета;

  • ·       приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руко­водством педагогов, ученых, специалистов;

  • ·       развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы:

  • ·        развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющих­ся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.

Задачи:

 

  • ·        формирование системы научных взглядов учащихся;

  • ·       развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;

  • ·       создание условий, способствующих повышению уровня образованности уча­щихся;

  • ·        пропаганда знаний об окружающем мире;

  • ·        знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

  • ·        воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;

  • ·        участие в проводимых интеллектуальных конкурсах.

Особое внимание в научно-исследовательской деятельности отводится учителю. Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным фактором педагогического творчества источником его преподава­тельского статуса показателем ответственности, способностей и таланта.

 

Организация научно-исследовательской работы в ОУ предполагает:

 

  • ·        сочетание теоретической и практической подготовки специалистов (педаго­гов, психологов),

  • ·        организация теоретических спецкурсов,

  • ·        организация научно-исследовательских лабораторий,

  • ·        работа с учителями и родителями с целью формирования у них научно - адек­ватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях творческого развития личности.

Важнейшим направлением научно-исследовательской деятельности в ОУ является исследовательское обучение.

Цель - активизировать обучение, придав ему исследовательский творче­ский характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познава­тельной деятельности.

 

Организация научно-исследовательской деятельности  ОУ требует современного научно-технического обеспечения, позволяющего знакомить уча­щихся с методами поиска научной информации, использовать компьютерные технологии, работать в системе Интернет.

Каждый ученик, реализуя свое право на образование и развитие, должен иметь возможность заниматься научным творчеством. Для этого соз­дана и развивается система спецкурсов и дополнительного образования.

В ОУ накоплен успешный опыт работы с учащими­ся по написанию проектов, докладов, подготовки к олимпиадам.

 

 Раздел 10. Система мониторинговых исследований в МОУ СОШ №3

 

Образовательная  программа  ОУ  принимается как нормативно-управленческий документ образовательного учреждения.  В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий с целью обеспечения обратной связи  и осведомления о соответствии  фактических результатов деятельности педагогической системы  ее конечным целям.

Рассмотрение мониторинга как самостоятельной функции управления образовательным процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном и операционном отношениях. В ОУ мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием.

В процессе образования  воплощение основных целей мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах, составляющих содержание образовательного мониторинга. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, в системе ее отношений. К функциональным результатам относятся различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью  обучающихся.

Образовательный мониторинг – целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе гимназии, позволяющее отслеживать отклонения от государственных образовательных стандартов и уровень удовлетворения образовательных потребностей. 

Качество образования – это характеристика образования, предполагающая следующие составляющие:

-       качество реализации образовательного процесса через уровень мастерства учителя и уровень достижений учащихся в образовательном процессе;

-       качество условий реализации образовательного процесса;

-       качество управления системой образования.

Таким образом, предметом  мониторинга является качество  образования.

Объект мониторинга:

-       начальное образование;

-       основное общее образование;

-       общее среднее (полное) образование.

Цель мониторинга – отслеживание динамики качества образования и эффективности управления качеством образования.

Задачи мониторинга:

- непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

-       своевременное выполнение изменений, происходящих в системе образования, и факторов, вызывающих их;

-       предупреждение негативных тенденций в системе образования ОУ;

-       осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования.

Мониторинг объединяет три управленческих компонента:

-       контроль;

-       экспертиза различных сторон деятельности ОУ;

-       система  информационного обеспечения управления.

Нам важно отследить:

1.  Основные компоненты мониторинга:

-       качество управления;

-       качество материально-технической базы;

-       физическое и психическое здоровье педагогов и обучающихся;

-       содержание образования;

-       качество соединения обучения и воспитания в единый образовательный процесс;

-       профессионализм педагогов.

2.          Источники информации (система информационного обеспечения)

3.  Технологии анализа и представления информации (инструментарий экспертизы качества образования).

4.  Субъектность критериев результативности, их многоаспектности и вариативности.

5.        Уровень реализации индивидуальных возможностей учащегося;

6.       Удовлетворенность образовательных запросов детей и родителей;

7.        Объективность оценки усвоенных знаний, умений, навыков;

8.   Уровень выполнения требований государственного образовательного стандарта.

Планирование (оценивание) достижений учащихся в процессе обучения целесообразно осуществлять по двум основаниям:

  по соответствию результатов учебной деятельности государственному образовательному стандарту;

  по личному продвижению обучающегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, способов деятельности, развития, формирования ценностных ориентаций, личностных качеств.

Под достижением обучающегося понимается, таким образом, его продвижение в процессе учебной деятельности, понимаемое и как процесс (движение от своего прежнего уровня к новому уровню овладения чем- либо) и как результат (соответствие достигнутого уровня образовательному стандарту).

В качестве основного результата образования выступает социальная компетентность, которая отражает качества личности, обеспечивающие готовность к использованию освоенного содержания образования для решения практически –познавательных, коммуникативно-деятельностных и ценностно-ориентационных задач.

Наряду с социальной компетентностью выпускника школы, зафиксированной в требованиях Государственного образовательного стандарта Р(НР)К, целесообразно выделить компетентности, выраженные в требованиях гимназического  компонента. В ОУ  развиваются такие компетентности, как:

  общекультурная, выражающаяся в интеллигентности, общей гуманитарной культуре, широком кругозоре;

  познавательная, обеспечивающая развитие культуры учебного труда;

Также в требованиях компонента ОУ выделена еще одна из важнейших составляющих социальной компетентности – коммуникативная компетенция.

Под коммуникативной компетенцией мы понимаем приобретенное в процессе специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить:

  языковую компетенцию (знание единиц языка и правил их соединения),

  предметную компетенцию (активное владение лексикой),

  лингвистическую компетенцию (специальные лингвистические знания)

  прагматическую компетенцию (возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями).

Компетентным в области речевой практики и коммуникации мы считаем обучающегося, умеющего мобилизовать в данной ситуации  полученные знания и  приобретенный опыт, что предполагает:

  умение извлекать пользу из опыта; 

  умение решать проблемы;

  умение запрашивать различные базы данных и получать информацию различными способами;

  умение работать с различными источниками информации;

  умение противостоять неуверенности и трудности;

  умение занимать позицию в дискуссиях и отстаивать собственное мнение;

  умение сотрудничать в различных группах, выстраивая конструктивный диалог;

  умение включаться в различные проекты, испытывая при этом личную ответственность и доказывая солидарность;

  умение пользоваться новыми технологиями информации и коммуникации.

Приобретение таких компетенций позволяет обучающемуся включаться в деятельность и успешно сотрудничать в различных группах и объединениях, при этом успешно адаптироваться в них.

 

 Раздел 11. «Модель выпускника» МОУ СОШ №3

 

«Модель выпускника» — ожидаемый результат деятельности всех субъ­ектов образовательного процесса.

Это ориентир для построения учебно-воспитательного процесса, согласования деятельности различных звеньев и структур ОУ, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, развертывания контрольно-мониторинговых комплексов и т.д.

Таким образом, данная «модель» служит основанием для проектирования образовательной политики ОУ, отказа от подходов явно противоречащих миссии ОУ и общей линии развития.

Модель выпускника разрабатывалась:

на основе:

·        нормативно-правовых актов Закона РФ «Об образовании», совре­менных тенденций развития системы образования и особенности региональ­ной и муниципальной политики в области образования, ГОСа, Устава школы;

с учетом мнения:

·        всех участников образовательного процесса: учащихся, учи­телей, родителей.

по этапно:

   O         Подготовительный

Цель:     определить набор качественных характеристик выпускников разных ступеней обучения ; 

O Прогностический

Цель:      спрогнозировать интуитивно-описательную «модель выпускника»

O Практический

Цель:      разработать «модель выпускника» каждой ступени обучения

Такой подход позволил составить набор качественных характеристик вы­пускников разных ступеней обучения: спрогнозировать ожидаемый образ выпу­скника; выделить категории, составляющие основу данной модели.

Основополагающими при создании «модели выпускника» развитие и жизненное самоопределение, под которыми мы пони­маем деятельность учащихся по «сотворению самого себя и своего будущего», требует от выпускника изменения его позиции от «ранее ведомого» (созерцате­ля, наблюдателя) до позиции «субъекта собственной жизнедеятельности» (пре­образователя).

Данная позиция характеризуется:

·        потребностью в выборе своего места в жизни, обществе, в системе человече­ских ценностей,

·        способностью выбирать свое собственное жизненное направление: опреде­лить программу будущей жизнедеятельности, видеть способы ее реализации.

В структуре модели выделено три основные части:

Психологическое развитие (характеристика психологических качеств лич­ности и динамики их развития по ступеням обучения).

Личностное развитие (характеристика нравственно-этических качеств и системы отношений личности, динамики их развития по ступеням обучения).

 Личностно-деятельностное общение (деятельность и общение).

Выпускник начальной школы — ребенок, учащий себя с помощью взрослого, способный, встречаясь с задачей, определить, может ли он ее решить и чего ему недостает для ее решения.

Выпускник основной школы — подросток, стремящийся к общению со сверстниками и утверждающий свою самостоятельность и независимость.

Выпускник МОУ СОШ №3 - молодой человек, обладающий готовностью к жизненному самоопределению, личность с развитыми ценностными представле­ниями, волевой сферой, самостоятельностью и ответственностью.

 

 

 

 

  

 Раздел 12. Модернизация системы управления МОУ СОШ № 3

 

В ОУ, в результате многолетней совместной деятельности, сложился педагогический коллектив единомышленников, который в процессе обучения и воспитания обучающихся реализует общие цели и задачи развития ОУ. Кроме того, существует особая форма взаимоотношений между членами пед­коллектива, связанная с проблемами совместной деятельности, ее ценностями и перспективами.

Организуя работу с педагогическим коллективом, администрация ОУ руководствуется следующими принципами:

 

  • ·        принцип демократизации управления,

  • ·        принцип единства целей,

  • ·        принцип системного подхода,

  • ·        принцип постоянного обновления дея­тельности,

  • ·        принцип непрерывного повышения квалификации,

  • ·        принцип соответствия,         

  • ·        принцип исключений,

  • ·        принцип эффективности управления.    

 

         Настоящая школа - это развивающаяся школа. Данные принципы - это основа теории и практики управления, для руководителей МОУ СОШ №3 это управленческие  

аксиомы, которыми они руководствуются при принятии реше­ний и выполнении всех других управленческих функций.

Важное место в управлении ОУ отводится самоуправлению, кото­рое представляют:

·        Совет школы, осуществляющий общее руководство МОУ СОШ №3.

·        Педагогический совет школы, разрабатывающий стратегию разви­тия образовательного учреждения, совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей.

·        Общее собрание трудового коллектива, решающее вопросы жизни и функционирования коллектива.

Действуют - классные и родительские комитеты, задачами ко­торых является содействие в обеспечении единства педагогических требований к обучающимся, оказание помощи в воспитании и обучении учащихся.

 На добро­вольной основе созданы органы ученического самоуправления: совет старше­классников, советы классов.

Данная структура позволяет включить в решение проблем всех субъектов образовательного процесса, создать систему управленческих отношений, благо­приятный социально-психологический климат в образовательной среде.

 

  Для управления ОУ характерны:

 

  • ·        мотивационный подход,

  • ·        «мягкие» методы управленческого взаимодействия,

  • ·        система административного контроля,

  • ·        система самоконтроля,

  • ·        система взаимоконтроля,

  • ·        информированность всех участников образовательного процесса.

 

   Важная роль в системе управления отводится методическим объединениям. Такой подход позволяет не толь­ко координировать научно-исследовательскую деятельность педагогов, повы­шать ее эффективность, но и совершенствовать систему управления на научной основе, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.

Учитель на своем рабочем месте свободен в своих действиях (выбор методики, форм и методов организации урочной и внеурочной деятельности), при этом он несет всю полноту ответственности за результаты своей деятельности.

    Задача руководителя - помочь учителю утвердиться в этом путем постоянного обуче­ния рефлексии собственных действий и самооцениванию результатов.

 

     Главное в работе руководителя - пробудить в каждом педагоге потребность в диагностике собственной деятельности.

Сегодня с уверенностью можно говорить о высоком уровне развития пе­дагогического коллектива и об активном участии учителей в управле­нии делами школы на трех уровнях: соучастников, активных участников и партнеров.

Партнерство — особая форма взаимодействия администрации с сотрудни­ками ОУ при равноправном участии в управлении. Вопросы, важнейшие для коллектива, решаются коллегиально.

В целях обновления внутришкольного управления на принципах коллеги­альности в ОУ сегодня используются те формы взаимодействия админист­рации с педколлективом, которые обеспечивают раскрепощение, самоутвержде­ние, самоопределение, самовыражение и саморазвитие каждого педагога.

Это тренинг, игра, проблемно-деятельностная игра и др.

Гуманистическая направленность этих форм формирует у педагогов и ру­ководителей такие качества как:

  • ·        эмпатия - способность понимать внутренний мир другого человека,

  • ·        эмоциональная устойчивость - способность «владеть» собой,

  • ·        профессиональное самосознание,

  • ·        коммуникативность,

  • ·        профессиональная зоркость,

что позволяет всем субъектам образовательного процесса ОУ работать в режиме развития.

Важнейшая задача управляющей системы - помощь педагогу в осмысле­нии его собственного труда и своего места в образовательном пространстве ОУ.

Четко распределенный функционал, ответственность членов управленче­ской команды повышают уровень объективности собираемой информации, де­лают ее более качественной.

Следующая задача управляющей системы ОУ - создание единого информационного пространства (управленческий проект).

Новая система управления способствовала формированию аналитической культуры управления, принятию оперативных и правильных решений, четкой организации деятельности, мотивации исполнения, значительно снизила функ­цию регулирования.

Управляющая система ориентируется на управление ресурсами: финансо­выми, информационными, технологическими, кадровыми.

Все вышеизложенное является важнейшим условием качественного вы­полнения основных мероприятий по реализации данной программы.

 

 Основные мероприятия жизнедеятельности МОУ СОШ №3

 

 

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Совершенствование  образовательного пространства

1)Закрепление в деятельности ОУ исторически сложившихся тра­диций.

2)Создание имиджа ОУ

Совершенствова­ние работы по созданию струк­туры интеллектуально-развиваюшейся сре­ды ОУ

Совершенствование работы по созданию

информационно-обучающей среды

 

Создание условий для реализации целевого ориентира

 

1       Разработка и реа­лизация нового
учебного плана

2)Дальнейшее совершенствование
технологий обуче­ния и воспитания


3)Разработка проек­тов:

психологическое
сопровождение ОП;

информатизация
образовательного
процесса

Расширение перечня  элективных и факультативных  курсов.

Подготовка обу­чающихся к ЕГЭ.

 

Создание единого информационного пространства.

Реализация про­ектов:

психологическое
сопровождение ОП;

информатизация
образовательного
процесса

Подготовка обу­чающихся к ЕГЭ.

 Совершенствование содержания образовательной деятельности

Утверждение новой редакции Устава ОУ.

Реализация проек­тов:

психологическое
сопровождение ОП

 

информатизация
образовательного
процесса

Совершенствование сис­темы управления

Развитие социаль­ного партнерства, расширение взаи­мосвязи с вузами с целью качественно­го решения проблем

профилизации

Завершение рабо­ты по информати­зации управления.

привлечение ро­дительской обще­ственности к управлению ОУ

Совершенствование системы ресурсного управления ОУ.

Реализация управ­ленческого проекта по созданию единой информационной системы ОУ

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»